Человек, который ровно дышит (а не хватает воздух ртом), сидит (а не бежит как угорелый), положил руки на колени (а не машет ими во все стороны) выглядит безопасно сам для себя и для окружающих. Действительно сохранять осознанность, внимательность, понимание себя значительно легче если возбуждение не велико. Проще наблюдать происходящее вокруг, проще принимать решения. Наверное именно поэтому идея успокоить себя и успокоить другого часто становится такой соблазнительной.
У соблазна всегда есть оборотная сторона. Самоуспокоение может незаметно дойти до притупления чувств. Ровность может превратиться в отстраненность и равнодушие. Расслабленность станет вялостью. Полное отсутствие здоровой тревоги приведет к апатии. Диссоциация ошибочно будет принята за желанный результат психопрактики.
Такое может случиться за счет неверного или ограниченного понимания медитации, так и в результате ошибочного понимания сути психотерапии.
Отвержение каких-либо эмоций в пользу других («хороших») эмоций или в пользу спокойствия, — это путь к омертвению и развитию маски. Это может быть маска благости, «святости», «просветленности», «проработанности» или «взрослости».
Вне зависимости от той системы, которая была использована (обычно использована искаженно) для вхождения в это состояние — результат один — человек избегающий напряжения, человек в футляре спокойствия.
Это не ода героям аффекта. Аффект это бесчувствие, другой вариант «душевной анестезии».
Но сохранять внимание, чувствительность, понимание себя можно не только сидя в звукоизолированном бункере и ведя неторопливый разговор с человеком у которого гипнотическиий голос и выверенные поколениями интервенции без посторонних примесей. Обычная жизнь требует более сложного навыка — осознанность на высоком уровне возбуждения.
P.s. К счастью, гештальт-терапия рождалась в нестерильных условиях. Возможно именно поэтому у нее до сих пор такой хороший иммунитет.
#федорконоров
Комментарии