Перейти к контенту →

Психотерапия и наблюдение

В ходе терапии интериоризируется не только «хороший родитель», но еще и «наблюдатель». И возможно, что второе важнее.
Реальным родителям редко удается «наблюдать» своих детей. Мешают сильные чувства, тревога. За счет этого у ребенка может не быть такого опыта, когда кто-то просто смотрит на него, разглядывает, видит. Если родитель тревожится, испытывает сильные чувства, то уже не может просто смотреть.

Он либо приближается для того, чтобы что-то поправить, обнять, наказать, объяснить. Или же удаляется, чтобы не видеть чего-то, избежать каких-то сильных неприятных эмоций. В первом и втором варианте просто наблюдать уже не удается.

Основным процессом терапии является наблюдение. Один человек смотрит на другого. Можно смотреть на позу человека, замечать его жесты. Можно слышать его голос, тембр, интонации, слова. Можно замечать как меняются мои телесные ощущения в присутствии этого человека, какие эмоции возникают. Все это — наблюдение.

Просто наблюдая, я автоматически приглашаю другого к наблюдению. Просто переведя взгляд или сообщив о своих чувствах я приглашаю человека наблюдать вместе. Если предположить, что «то что тренируется, то и развивается», то получается, что мы развиваем умение наблюдать.

Чем может быть полезно это умение? На мой взгляд, в первую очередь, это умение необходимо для разтождествления. В процессе воспитания, в ходе жизни, человек постоянно отождествляет себя с чем-то — идеи, принципы, роли в отношениях, другие люди, вещи. В гештальт-терапии для этого есть специальный термин — «конфлюэнция» или слияние. Речь идет именно о процессе восприятия — в слиянии человек теряет возможность наблюдать какой-то объект (идея, роль, другой человек, вещь). Теряет, потому что отождествляет себя с ним, по сути становится им. Чем больше таких отождествлений, тем больше вероятность конфликтов между ними, между ними и реальностью, тем сильнее страдания.

Ощущение, что я смотрю, наблюдаю, это именно то ощущение благодаря которому я понимаю, что нечто не является мной.

Рассматривая в ходе терапии одно, а потом другое, терапевт и клиент поддерживают свободное перемещение фокуса восприятия, смену фигуры и фона, таким образом постоянно напоминая друг другу, что на самом деле каждый из них является только тем, кто смотрит.

Опубликовано в о психотерапии