Я опишу здесь, как звучат три часто встречающихся страха. Расскажу что, на мой взгляд, питает их существование, и как можно думать о них по-другому.
«А что если, я наврежу….»
Страх навредить клиенту может преследовать психолога не только в начале практики, но и всю его профессиональную жизнь. И это, на мой, взгляд, не плохой страх. Он подталкивает к походу на супервизию, к очередному обучению, к чтению сложных книг.
Но вот если этот страх не дает начать работать, если он сковывает и приводит к полному замиранию, тогда лучше исследовать отчего же он стал так силен и получил такую власть во внутреннем пространстве.
Я замечаю, что часто такие переживания связаны с ощущением собственного всемогущества, как ни странно это звучит. Вроде бы страх, ан нет – всемогущество…
Но вообще-то это логично. Чем больше у меня идей о том, как сильно-сильно я могу повлиять на клиента, на его жизнь, решения, психологическое состояние, тем интенсивнее я буду бояться ему навредить. Парадокс в том, что чем больше психолог начинает практиковать, тем чаще он замечает, что навредить клиенту довольно сложно (хотя можно), как впрочем и помочь (тоже можно). И в этой вот точке получается совершенно сумасшедший коктейль переживаний – разочарование от того, что не так всемогущ, как казалось и облегчение от этого же осознания.
Еще одна подоплека такого страха — это подход к психотерапевтической работе с «прекрасными» идеями о том, что такое в жизни хорошо, а что такое плохо (для всех).
— «Ой, мой клиент развелся…! Ай-ай-ай, я не смог ему помочь…»,
— «ох, моя клиентка бросила институт, я что-то не так ей сказала…»,
— «ужас, они передумали жить вместе… я зря говорил с ней про сепарацию…»
Пока психотерапевт подходит к процессу психотерапии как к процессу привода клиента в хорошее место (даже со всеми оговорками про то, что клиент идет туда сам,« я ему совсем-совсем не подсказываю»), психотерапевт периодически будет впадать в ужас от того, что клиент услышал его слова как-то не так, вследствие этого сделал что-то не то, и теперь вот он, психотерапевт, в этом виноват.
Если действия клиента, его решения не совпали с вашими представлениями о том, как нужно жить хорошо, а он, говоря вам об этих решениях, ссылается на ваши слова, – помните, что, как говорится, « что для клиента хорошо, психотерапевту … просто повод для размышлений».
Хочу подчеркнуть, – я считаю, что существует такая вещь как ошибки психотерапевта. Ошибки, за которые психотерапевт несет ответственность, но речь не о том, правильно или неправильно психотерапевт что-то решил ЗА клиента.
«Я не выдержу конкуренции… »
В сообществах, форумах и просто на психотерапевтических тусовках говорят и пишут о жесткой конкуренции в этой среде. На мой взгляд, конкуренция в индивидуальном консультировании – почти отсутствует. Посмотрите вокруг? Посчитайте, скольким людям вокруг вас совершенно не нужна и никогда не пригодится консультация психолога? Сколько вышло? У меня ни одного. Это значит, что количество потенциальных клиентов стремится к бесконечности, а это значит, что объем рынка неограничен, а это значит, что конкуренции практически нет.
Еще один нюанс, – каждый клиент выбирает себе психотерапевта, ищет именно того, кто подходит по сотне трудноуловимых параметров. И совершенно неважно, как вы выглядите, какого вы пола, сколько вам лет. Потому, что всегда есть кто-то кому симпатичны люди такого пола, возраста, и с такой внешностью.
Конкуренция существует там, где набирают людей в учебные программы по психотерапии, там, где проводят тренинги, группы схожей тематики, но в области индивидуальной работы конкуренция, на мой взгляд, ничтожно мала.
«Это занятие сломает мою личную жизнь…»
Страх звучит так «профессия психотерапевта ужасно влияет на личную жизнь, – рушатся семьи, многие психотерапевты одиноки…»
Похоже, что такие идеи подкрепляются романтическим ореолом, на котором написано, что психотерапевт это почти что летчик-испытатель или космонавт. Согласен, что психотерапевт испытывает в своей работе много сложных переживаний, рискует, переживает сильнейшие эмоции, но если он обучен жить в этой профессии экологично, аккуратно, создавая свой стиль и способ существования в этой среде, – то ему вряд ли грозит эмоциональное истощение, безумие или вытекающее отсюда сокращение социальных контактов.
Действительно, одна из особенностей этого занятия (психотерапии) состоит в том, что многие, очень многие потребности удовлетворяются в процессе работы. Флирт, риск, конкуренция, эмоциональная близость, – все это, так или иначе, присутствует в работе психотерапевта (если конечно речь идет о направлении психотерапии, которое подразумевает внимание к отношениям клиента и терапевта).
Получая все это в работе психотерапевт насыщается, но это не значит, что у него не может остаться достаточно места для личной жизни. Важно понимать какое количество клиентов является оптимальным, с кем работать оказывается слишком эмоционально затратно, сколько времени можно выделить в своей жизни для работы с клиентами.
автор: Федор Коноров, статья в рамках конкурса сайта PSYmarketing